О выставке из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого «Такой разный Лев Толстой»

О выставке из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого «Такой разный Лев Толстой»

О выставке из фондов Государственного музея Л.Н. Толстого «Такой разный Лев Толстой»

Государственный музей Л.Н. Толстого располагает наиболее полным собранием фотографий Толстого (около 12 тысяч экземпляров).

Посетители выставки имеют возможность увидеть гения русской и мировой литературы на разных этапах его жизни и творчества. Многогранная деятельность художника и мыслителя, отраженная в фотографиях современников, — уникальная фотолетопись, составленная из фондовых материалов ГМТ. Начинается она с переснимка дагерротипа 1849 г. Демонстрируются портреты писателя и фотоснимки его с семьей, родными, близкими, друзьями и единомышленниками, выполненные разными лицами. А.М. Горький довольно тонко уловил характерную особенность в облике писателя, переданную фотографиями: «Слушает внимательно и словно вспоминает забытое или уверенно ждет нового, неведомого еще».

Изображений молодого Толстого немного. В пору его молодости искусство фотографии лишь начинало развиваться. Тем ценнее эти первые снимки. Облик молодого Толстого сохранили дагерротипы (зеркальные отпечатки на посеребренных металлических пластинах).

В конце XIX в. появились фотоаппараты, способные моментально снимать кадры, в том числе и цветные. В канун 80-летия писателя был снят первый и единственный цветной фотопортрет Толстого, сделанный С.М. Прокудиным-Горским.

С ростом популярности Толстого количество фотографий увеличивалось. Его фотографировали представители известных фотофирм, корреспонденты русских и зарубежных газет и журналов, члены его семьи, родственники, друзья, знакомые.

Упорное занятие литературным творчеством, хозяйственным и бытовым устройством в 1870-е годы мало способствовало публичности Толстого. Автор романа «Анна Каренина» предстает перед нами в фотографии И.Г. Дьяговченко (1876 г.). Следует подчеркнуть, что большинство фотопортретов писателя в последующие 1880–1890-е годы были сделаны по инициативе Софьи Андреевны Толстой. В этот период ведущее место среди профессиональных фотографов занимают сотрудники фирмы «Шерер, Набгольц и Ко», снимавшей Толстого и его семью на протяжении почти четверти века. Фотографии сделаны в фотоателье фирмы. В конце 1890-х годов появляется множество любительских снимков писателя, выполненных, например, соседом по имению князя С.С. Абамелека-Лазарева (1885 г.), С.А. Толстой.

В 1903 г. на празднование 75-летнего юбилея Толстого его сын Илья Львович Толстой пригласил в Ясную Поляну своего друга и фотографа Ф.Т. Протасевича, сделавшего много снимков юбиляра, его семьи и гостей. Накануне 80-летия Толстого, в 1908 г., Ясную Поляну посетил петербургский фотограф К.К. Булла с сыном. За два дня они создали целую коллекцию портретов писателя и его окружения, запечатлели крестьян, интерьеры усадьбы и пейзажи.

Достаточно яркое отражение на выставке нашла хроника поездок Толстого в 1909 г. к другу В.Г. Черткову в подмосковное имение Крёкшино и в 1910 г. — к дочери Т.Л. Сухотиной в Кочеты. Эти исторические моменты запечатлены в снимках В.Г. Черткова и Т. Тапселя, а также в фотографиях профессионального мастера А.И. Савельева и сотрудников фирмы «Ю. Мебиус».

В последние годы жизни Толстой не любил фотографироваться и не особо жаловал представителей прессы, считая фотографирование пустой господской забавой. Репортерам приходилось проявлять большую настойчивость, чтобы оставить для потомков важные свидетельства.

Неоценим вклад Софьи Андреевны Толстой в дело увековечения памяти своего мужа. Обладая прирожденным художественным вкусом и завидным трудолюбием, она из года в год совершенствовала мастерство в занятиях фотографией. Софье Андреевне удалось создать целую серию интереснейших работ из жизни мужа, детей и внуков, родных, единомышленников писателя.

Особняком стоят снимки В.Г. Черткова. Кроме него, никто не фотографировал Толстого в часы уединенных прогулок на природе. Значительным достижением в фотоискусстве являются крупноплановые портреты Толстого, в большинстве случаев снятые незаметно, в движении, когда писатель был чем-то занят: разбирал почту, играл в шахматы или беседовал с кем-нибудь.

Общеизвестно, что Толстой привлекал постоянное внимание известных русских художников. Замечательны сами по себе работы И.Е. Репина, М.В. Нестерова, Л.О. Пастернака, других живописцев. И всё же фотолетопись жизни Льва Толстого — явление совершенно уникальное, непревзойденное по своей документальной значимости, жизненной достоверности. Это настоящее культурно-историческое сокровище, которым гордится Россия и весь просвещенный мир.